«Это и семейная переписка, и научные труды, и личные вещи, медали, ордена братьев Орбели, они все для нас важны», – рассказывает директор Дома-музея братьев Орбели Марина Бунатян.
Они родились в разных городах Армении, но свои главные открытия сделали в Ленинграде. Старший сын Орбели, Рубен, основоположник подводной археологии в СССР. Говорил на 12 языках, был искусным краснодеревщиком. Так родители воспитывали сыновей: прививали любовь не только к науке, но и труду. Средний, Левон –ученик Павлова. Развил новое научное направление – эволюционную физиологию. Младший, Иосиф, искусствовед и филолог, более трех десятков лет отдал Эрмитажу, создал в нем отдел Востока. Об Иосифе Орбели в фильме рассказывает нынешний директор музея.
«Был жесток: кого не любил, того не любил, кого любил и опекал – того любил и опекал, – рассказывает Михаил Пиотровский. – Благодаря его жесткости Эрмитаж уцелел в войну».
Картина Ашота Джазояна – настоящая телевизионная повесть о людях высочайшей культуры, долга и чести. А ведь материалов об этой легендарной семье столько, что хватило бы и на многосерийный фильм.
Анатолий Лысенко – тележурналист, заслуженный деятель искусств России,
«Когда я был маленьким еще, ребенком и школьником, о них же регулярно печаталось во всех журналах, рассказывали, брали интервью, брали интервью по радио, – вспоминает президент Международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко. – И сколько людей ушло в науку, опираясь на них».
Братья Орбели поступали так, как велела им совесть – даже если рисковали не только положением, но, возможно, и жизнью. Неважно, шла речь о спасении шедевров Эрмитажа, переводе научных трудов Леонардо да Винчи или необходимости заступиться за преследуемых коллег. Они создали целые школы – каждый в своем направлении. Где искать ключ к коду Орбели? В генах? В воспитании? В самом воздухе старого Тифлиса, где все трое заканчивали гимназию? Раскрыть «Код Орбели» совсем скоро смогут и зрители телеканала «Культура».