Александр Иванович Тонконоженко - потомок карсских казаков, смысл жизни которых заключался в жертвенном служении Отечеству. Они искренне любили древний город потомков Айка, считали его своим родным очагом и никогда не смирились с тем, что он остался в плену, как и библейская гора Арарат. В день памяти жертв Геноцида армян Александр Иванович преподнес Владыке Езрасу исторический роман «Карсъ: проклятая память», автором которого является он сам и который посвящен им «светлой памяти матери - Василисы Тимофеевны, уроженки города Карса».
Отречься от памяти может только наказанный Богом народ - такова идея этого художественно-документального произведения. Книгу сопровождало следующее обращение ее автора:
«Ваше преосвященство, в эти скорбные дни великой 95-летней памяти геноцида армян примите и от меня - потомка карсских казаков самое искреннее и глубокое сочувствие армянскому народу. Трагедия армянского народа общеизвестна, геноцид армян легко доказуем, и никакие ухищрения не скроют геноцид от человечества.
Мой отец - уроженец города Ардагана, моя мать - уроженка города Карса вместе с армянами дважды бежали от турецких погромов из Карсской области. Их отцы и деды жизнью своею заплатили за то, чтобы их женщины и дети смогли спастись. Что такое геноцид отец и мать видели воочию и всю свою жизнь рассказывали об этом своим детям.
Господь дозволил мне написать исторический роман «Карсъ: проклятая память», который в марте текущего года вышел в свет. В нём я отразил и эпизоды геноцида армян, кровавые, живые картины которого были переданы мне моими родителями. Хранится в моей семье и вещественное доказательство геноцида - панорамный снимок армянской слободы Карса 1918 года со следами варварства.
Владыко Езрас, мой скромный труд, посвящен не только победоносной русско-турецкой войне 1877-1878 годов, в которой рука об руку наши предки с именем единого Бога нашего принесли свободу многострадальному армянскому народу Западной Армении.
Сорок лет Карс и Карсская область в составе Российской Империи возрождались на древней армянской земле. Мало кто сейчас знает, какого расцвета достигла эта земля за совсем короткий срок мирной жизни, как крепла дружба христианских народов. В Карсе и во всей области возрождались и строились не только христианские соборы. Не замолк и ни один карсский минарет.
Но чёрная зависть, дикая месть возобладали над здравым смыслом, и Порта всею силою своего и подаренного недоброжелателями оружия стала уничтожать народ, осмелившийся возрождать свою веру, украшать свою землю. Армянскому народу стали мстить только за то, что этот народ-армяне.
Там, в карсских горах и оврагах и поныне «воют» не погребенные кости наших народов. Среди них есть кости и моих прадедов.
В 1966-1969 г.г. мне довелось отдавать свой воинский долг рядом со Святым Эчмиадзином, в зенитно-ракетном полку охранять армянское небо.
Почти три года смотрел на Арарат, хорошо помня, что по другую его сторону - легендарный Каре и не упокоенные кости наших предков.
Мой казацкий род всегда был связан с Кавказской армией России, с защитой христианских народов Кавказа. Хорошо знаю, испытал и на личном опыте, как армяне всегда относились и относятся к России, к русскому солдату. На благодатной Араратской долине вокруг Эчмиадзина, в садах и виноградниках, в селениях и на базарах испытал все проявления братской любви армянского народа.
...Остаюсь в надежде на Ваши архипастырские молитвы. Александр Тонконоженко, судья Верховного Суда России».
|